Про ситуацию с FACT и рынок российской косметики
Многие уже в курсе про ситуацию с компанией FACT. Так как я в какой-то степени запустила этот процесс, хотела бы рассказать все со своей стороны.
Для тех, кто не знает, вкратце поясню: в составе двух средств было обнаружено вещество DIMEXIDUM (это диметилсульфид, ДМСО) - лекарственный компонент, применяется в косметологии, но в косметике запрещен, согласно регламенту таможенного союза. Это не история с фемфаталь, где создатели мешали непонятно что. Здесь димексид был прописан в составе на упаковке (и на сайте).
Как мы это обнаружили:
Недавно мы с коллегой-химиком (Лена, привет) обсуждали бренд FACT, что у них есть продукты, вдохновленные брендом The Ordinary и интересно посмотреть составы и сравнить эффективность. И вчера она мне присылает скрин состава сыворотки с ниациамидом и пишет "что это за прЕколы такие класть димексид в косметику". Я впадаю в шок и понимаю, что надо срочно уточнить это у бренда.
Пишу об этой ситуации Юле {тут идет ссылка в инстаграм juliasot, 76к подписчиков}, так как знаю, что она общается с брендом и на ее вопрос они отреагируют быстрее. Юля спрашивает FACT, они обещают все узнать и через сутки публикуют этот пост (хороший, прочитайте){это как раз ссылка на их сайт,которую я выше скинула,про димексид https://www.fact-products.com/dimeksid }. Новость разлетается, и благодаря Кристине с канала Крис печатает даже появляется возможность пообщаться с основателем бренда. Бренд признал свою ошибку и отзывает эти средства, что хорошо. Но у всех вопрос: КАК ЭТО ВОЗМОЖНО?
Хочу порассуждать об этом. Сразу скажу, я не знакома с брендом FACT, но я разрабатываю косметику и в курсе работы контрактных производств. Вопросы, на которые я хочу ответить:
Почему основатель косметического бренда не очень шарит в косметике и составах?
Потому что они лишь заказчики, а рецептуру продукта разрабатывает технолог (человек с образованием и опытом).
Давайте расскажу как работает контрактное производство:
Есть производственные площадки с командой технологов, к которым обращаются заказчики со своими идеями. Заказчик приносит техническое задание (ТЗ), где прописывает что за продукт он хочет, в какой упаковке, какие компоненты там должны быть, а какие исключить. Заказчик может принести образец желаемого продукта и сказать: "Сделайте мне вот как у ординари, только лучше". Или дешевле Тут зависит от заказчика. На моей памяти были заказчики, которые говорили: "Знаете, вот есть сайт такой, он проверяет составы и отмечает хорошие компоненты зеленым, вот вы нам сделайте, чтобы все было зеленое при проверке на том сайте". А были заказчики, которые ездили на косметические выставки, сами подбирали компоненты, консультировались по вводу ингредиентов, много раз заказывали тесты, создавали тест-группы. Все разные!
Но, это не значит, что так только в России. Нет, таких историй полно в разных странах, тем более сейчас порог входа в косметическую индустрию очень низкий.
После общения с заказчиком технологи создают тестовый образец продукта, дорабатывают по комментариям заказчика, проверяют стабильность, важные показатели (рН, вязкость и тд), и делают другие тесты. Далее идет процесс сертификации, заказа сырья, упаковки. Затем варка, фасовка, упаковка, и вот они – заветные баночки.
Чаще всего заказчики заняты своим брендом, позиционированием, упаковкой, а созданием формулы занимаются технологи. Заказчики не знают всех тонкостей сертификации, регламентов, Они могут назвать активы, которые хотят видеть в средстве, но загустители, эмульгаторы, консерванты подбирают технологи.
Кто здесь виноват?
Несмотря на то, что сам бренд винит в халатности сертификационный орган, я все-таки склоняюсь к тому, что всю ответственность несет тот, кто создает формулу.
Понимаете, технолог должен найти компоненты, смешать их в единую формулу, для этого нужно знать каждый компонент и его разрешенную дозировку. Затем необходимо заказать всё сырье. Т.е технолог имеет самый долгий контакт со всеми компонентами и должен знать о них. Да, в тр тс 1383 запрещенных компонента, но димексид довольно известный, ну и плюс проверить компоненты методом поиска несложно.
К сертификации, конечно, тоже вопросы, но они обычно не зацикливаются на составе, а смотрят на показатели проверки: микробиология, рН, токсичность и тд
Почему никто столько времени не замечал?
Сложно сказать, думаю, никто не ожидал увидеть этот компонент по названию DIMEXIDUM, так как чаще всего он пишется как dimethyl sulfoxide.
Плюс многие привыкли к странным названиям, потому что многие бренды не пишут нормально состав по INCI, а перечисляют торговые наименования: Matrixyl, Sharomix, Redensyl, Texapon и т.д.
С одной стороны, видя торговое название, мы понимаем актив какой компании использован, можем узнать страну производителя и погуглить исследования. Но одно дело писать это на упаковке, а другое – дублировать это в состав, игнорируя INCI (это сейчас не про FACT речь, а в общем). Кстати, у FACT многие составы оформлены коряво. Извините, но почему часть компонентов написана CAPS LOCK’ом, а часть нормально? Так быть не должно, это тоже затрудняет чтение, особенно обычному потребителю.
Мои финальные мысли.
Мне, как технологу, очень грустно от этой ситуации. Очередной удар для российской бьюти сферы, очередной подрыв доверия. Теперь даже не нужно замешивать непонятные составы, как фемфаталь. Дорогие коллеги, которые считают, что это было хайпом и не нужно выносить ссор из избы, я с вами не согласна. Мы все в одной лодке. Количество контрактных производств растет, количество производителей тоже. Нужно усиливать контроль. Я делаю свою работу честно, и ожидаю того же от других.
Ошибки в косметике не новость, и у крупных компаний полно оплошностей, но все изменения в регламентах происходят благодаря таким фэйлам. Давайте учиться и меняться, а не ругаться.